Закон Республике Карелия - Об энергосбережении

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Об энергосбережении

Принят Палатой Республики 13 февраля 1998 года



Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" устанавливает правовые, финансово-экономические и организационные основы и создает условия для бережного и эффективного использования энергетических ресурсов во всех сферах экономики Республики Карелия.
Статья 1. Основные направления энергосбережения

1. Деятельность в области энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Республике Карелия осуществляется по следующим основным направлениям:
стимулирование инвестиций, обеспечивающих замену привозного топлива местными ресурсами, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования во всех сферах хозяйства Республики Карелия;
осуществление контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов;
пропаганда высокоэффективного использования энергетических ресурсов.

2. Стимулирование инвестиций, обеспечивающих внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в рамках реализации целевых программ энергосбережения, осуществляется посредством:
предоставления предприятиями и организациями гарантий возврата инвестиций согласно обязательствам, предусматриваемым энергетическими контрактами;
участия органов государственного управления и местного самоуправления республики в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам рамках реализации целевых энергетических программ;
выделения из республиканского внебюджетного фонда энергосбережения финансовых средств исполнителям энергосберегающих работ на контрактной основе в рамках реализации целевых программ энергосбережения;
предоставления льгот и гарантий материального стимулирования участникам целевых программ энергосбережения.

3. Контроль за использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется посредством:
введения республиканских и применения федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы, технических объектов, продукции, технологических процессов, производства и работ, входящих в сферу действия целевых программ энергосбережения;
учета использования топливно-энергетических ресурсов;
экспертизы энергетических проектов и действующего оборудования юридических и физических лиц, работающих в рамках реализации целевых программ энергосбережения.
Статья 2. Компетенция Законодательного Собрания Республики Карелия в области энергосбережения

Законодательное Собрание Республики Карелия:
принимает законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам энергосбережения;
утверждает целевые республиканские программы энергосбережения;
осуществляет контроль за использованием бюджетных средств в сфере энергосбережения;
утверждает Положение о республиканском внебюджетном фонде энергосбережения;
определяет условия применения экономических санкций.
Статья 3. Компетенция Председателя Правительства Республики Карелия в области энергосбережения

Председатель Правительства Республики Карелия:
создает республиканский внебюджетный Фонд энергосбережения и разрабатывает соответствующее Положение;
разрабатывает республиканские целевые программы энергосбережения;
согласовывает муниципальные целевые программы энергосбережения;
определяет органы управления и юридических лиц, ответственных за реализацию целевых программ энергосбережения на территории республики;
утверждает предельный размер средств, предусматриваемых в тарифах на тепловую и электрическую энергию для формирования республиканского внебюджетного фонда энергосбережения.
Статья 4. Компетенция Региональной энергетической комиссии Республики Карелия в области энергосбережения

Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия:
рассматривает программы энергосбережения и готовит заключения по ним;
предусматривает в тарифах на электрическую и тепловую энергию средства для формирования республиканского внебюджетного Фонда энергосбережения, контролирует их возвратность и целевое использование;
вносит предложения о предоставлении в приоритетном порядке инвестиционных налоговых кредитов предприятиям и организациям, реализующим проекты технического и технологического перевооружения, обеспечивающие энергосбережение;
обеспечивает стимулирование энергосбережения на основе тарифного регулирования в соответствии со статьями 11, 12, 13 настоящего Закона;
в условиях чрезвычайных ситуаций совместно с органами местного самоуправления ограничивает при острой необходимости подачу тепла, горячей воды и электроэнергии.
Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления в области энергосбережения

Органы местного самоуправления:
разрабатывают и участвуют в реализации муниципальных целевых программ энергосбережения;
представляют муниципальные целевые программы энергосбережения на согласование Председателю Правительства Республики Карелия;
участвуют в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам в рамках реализации муниципальных целевых программ энергосбережения;
определяют юридических лиц, ответственных за реализацию муниципальных целевых программ энергосбережения;
могут создавать муниципальные внебюджетные фонды энергосбережения.
Статья 6. Энергетическое обследование предприятий и организаций

Энергетическое обследование предприятий и организаций проводится в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Республики Карелия с целью оценки эффективности использования предприятиями и организациями энергетических ресурсов (твердого топлива, природного и попутного газов, продуктов их переработки, электро- и теплоэнергии), а также снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение.

Энергетическое обследование осуществляется Территориальным управлением государственного энергонадзора по Республике Карелия, а также уполномоченными им специализированными организациями. Энергетическому обследованию подлежат все предприятия и организации - юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, при этом потребляющие энергоресурсы свыше 6 тысяч тонн условного топлива (тут) в год подлежат обязательному обследованию, а потребляющие меньше этого количества - в порядке, устанавливаемом Председателем Правительства Республики Карелия.
Статья 7. Учет энергоресурсов

1. Для осуществления обязательного учета всего объема производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления в Республике Карелия энергетических ресурсов, начиная с 2000 года, приемка в эксплуатацию объектов производится при наличии:
в жилых домах нового строительства, а также после реконструкции и капитального (комплексного) ремонта - квартирных приборов учета расхода горячей и холодной воды, газа; тепла и воды - на дом;
в нежилых зданиях нового строительства, после реконструкции и капитального (комплексного) ремонта - приборов учета расхода горячей и холодной воды, газа и тепла (на здание);
на наружных тепловых сетях нового строительства и реконструированных - приборов учета расхода тепла в местах перепродажи тепла теплоснабжающими предприятиями и организациями независимо от форм собственности;
у источников тепла нового строительства, а также после реконструкции и капитального (комплексного) ремонта - приборов учета выработки тепла, его распределения и расхода на собственные нужды, включая электроэнергию, топливо и воду.

2. Ранее выпущенная проектно-сметная документация на строительство и реконструкцию жилых, общественных и других зданий, источников тепла, а также наружных тепловых сетей должна быть откорректирована с целью обязательной установки:
квартирных счетчиков газа, холодной и горячей воды, а также приборов учета расхода тепла на дом или группу зданий;
приборов учета расхода тепла на наружных тепловых сетях в местах перепродажи тепла теплоснабжающими предприятиями и организациями независимо от форм собственности.

3. При разработке проектно-сметной документации на строительство новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, тепловых сетей и источников тепла с 1998 года предусматриваются:
обязательная установка приборов учета расхода газа, холодной и горячей воды в каждой квартире, а также приборов учета тепла на наружных тепловых сетях в местах перепродажи тепла теплоснабжающими предприятиями и организациями независимо от форм собственности;
усиление конструктивных элементов входных дверей в зданиях и помещениях, в которых располагается инженерное оборудование, с выводом сигналов блокировки дверей на диспетчерские пульты;
применение передовых технологий на наружных и внутренних тепловых сетях и пунктах распределения тепловой энергии.

4. Ответственность за эксплуатацию и сохранность приборов учета распределяется в следующем порядке:
приборов учета тепла, газа, холодной и горячей воды по зданию или группе зданий - на жилищно-эксплуатационные организации;
квартирных приборов учета газа, холодного и горячего водоснабжения - на собственника (нанимателя) квартиры.
Статья 8. Источники финансирования республиканских целевых программ по энергосбережению

Источниками финансирования республиканских целевых программ по энергосбережению являются:
республиканский бюджет;
бюджеты самоуправляющихся территорий;
республиканский внебюджетный Фонд энергосбережения.
Статья 9. Республиканский внебюджетный Фонд энергосбережения

Республиканский внебюджетный Фонд образуется за счет следующих источников:
средств, предусмотренных Региональной энергетической комиссией Республики Карелия на цели энергосбережения в тарифах на электрическую и тепловую энергию;
средств российских и иностранных инвесторов;
средств, полученных от применения экономических санкций к юридическим и физическим лицам в сфере энергосбережения;
других источников в порядке, установленном законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 10. Использование финансовых средств в области энергосбережения

Средства республиканского внебюджетного Фонда энергосбережения используются преимущественно на основе долевого льготного кредитования по следующим направлениям:
финансовое обеспечение республиканских целевых программ энергосбережения и межотраслевых энергосберегающих мероприятий;
финансовая поддержка предприятий, участвующих в выполнении федеральных программ энергосбережения;
финансовая поддержка развития республиканской базы производства энергосберегающего оборудования и техники, сертификационного и сервисного обслуживания средств учета и регулирования энергопотребления, деятельности и технического оснащения хозрасчетных энергетических экспертиз и вневедомственного контроля за эффективным использованием энергоносителей и инвестиций;
долевое финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по энергосберегающим технологиям межотраслевого значения;
освоение производства новых видов энергосберегающих оборудования и техники, производства опытных партий энергетически эффективного оборудования, средств нетрадиционной энергетики, оборудования, при эксплуатации которого в качестве основного используются местные виды топлива, бытовые отходы, вторичные ресурсы;
выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ, связанных с повышением энергетической эффективности зданий, сооружений и инженерных систем до нормативного уровня и выше;
создание информационного банка данных энергетически эффективных технологий, правовое обслуживание Фонда энергосбережения, страхование инвестиций в энергосбережение, подготовка кадров.
Статья 11. Льготы потребителям и производителям ресурсов - участникам энергосбережения

Потребителям и производителям энергетических ресурсов, реализующих мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено госстандартами, показателями, предоставляются льготы в соответствии с действующим законодательством.

Юридическим лицам, взявшим на себя обязательства по улучшению показателей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, Региональной энергетической комиссий Республики Карелия предоставляются тарифные скидки. Срок действия скидок определяется сроком и эффективностью проведения энергосберегающих мероприятий.

Производители тепловой и электрической энергии, не входящие в состав территориальных энергоснабжающих организаций, имеют право на отпуск энергии в сети указанных энергоснабжающих организаций в количествах и режимах, согласованных с Региональной комиссией, по договорной цене не ниже действующего среднего тарифа.

Полное или частичное невыполнение предприятием плана энергосберегающих мероприятий является основанием для введения Региональной энергетической комиссией надбавок к тарифам по этому предприятию до полного возврата полученных льгот.

Если потребители энергоресурсов (юридические лица) вследствие реализации мероприятий энергосбережения используют энергоресурсов меньше, чем указано в договоре с энергоснабжающими организациями, то они освобождаются от возмещения расходов, понесенных энергоснабжающими организациями. При этом факт недоиспользования энергоресурсов как результат реализации мер по энергосбережению должен быть документально подтвержден Территориальным управлением государственного энергонадзора по Республике Карелия.
Статья 12. Экономические санкции за нарушение законодательства в области энергосбережения

Предприятия и организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, не обеспечивающие проведение энергетических обследований в установленный срок, лишаются предоставленных им льгот и к ним применяются меры воздействия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

К предприятиям и организациям, допускающим непроизводительный расход энергоресурсов и воды, применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 13. Материальное стимулирование участников реализации энергосберегающих программ

Источником материального стимулирования участников реализации энергосберегающих программ являются средства, сэкономленные в результате выполнения указанных программ.

При финансировании энергосберегающих мероприятий за счет средств, предусмотренных бюджетами Республики Карелия и самоуправляющихся территорий на эти цели, объем средств материального стимулирования участников энергосберегающих работ в учреждениях и организациях бюджетной сферы определяется условиями энергетического контракта, но не должен превышать 10 процентов суммы сэкономленных за год бюджетных средств.

При отсутствии такого финансирования общий объем средств материального стимулирования участников энергосберегающих работ на предприятиях и организациях бюджетной сферы не должен превышать 50 процентов суммы сэкономленных предприятием за год бюджетных средств.

Факт и величина экономии энергоресурсов по результатам осуществления энергосберегающих мероприятий должны быть подтверждены актом независимого обследования.
Статья 14. Образование и подготовка кадров

Имеющие государственную аккредитацию федеральные и республиканские учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать Основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе Основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива Республики Карелия.
Статья 15. Информационное обеспечение энергосбережения

Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения федеральных, межрегиональных, республиканских и муниципальных программ в области энергосбережения;
внедрения демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности на территории Республики Карелия;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий как в пределах республики, так и за ее пределами;
предоставления потребителям и производителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения в республике, в том числе об использовании средств Фонда энергосбережения;
пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов в средствах массовой информации и другими средствами.
Статья 16. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона Республики Карелия

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона Республики Карелия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона Республики Карелия

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Подписка на новости

Контактная информация

Вы можете связаться с нами через форму обратной связи, а также заказать обратный звонок.

111123, г. Москва, ул. Плеханова, 3а

+7 (495) 662-98-25

info@svetorezerv.ru