Закон Кемеровской области от 14.01.1999 г. г. N 9-03 "Об энергосбережении Кемеровской области"

Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания условий для эффективного использования энергетических ресурсов и видов энергии на территории Кемеровской области.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе Кемеровской области используются следующие понятия:
энергосбережение - комплекс правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых и иных нетрадиционных источников энергии;
государственная энергосберегающая политика - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергопотребления всех видов энергоресурсов и энергии;
энергетический ресурс - количество носителя энергии, которое используется в настоящее время или может быть полезно использовано в перспективе;
вид энергии - форма движения материи (электрическая, тепловая и другие);
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый или в виде побочного продукта основного производства, или являющийся таким продуктом, или создаваемый при использовании побочных продуктов производства;
показатель энергоэффективности - абсолютное или удельное значение потребления энергетических ресурсов или видов энергии для продукции любого назначения, установленное нормативными документами;
ненормативный (непроизводительный) расход энергетических ресурсов или видов энергии - расход, обусловленный несоблюдением требований, установленных нормативными документами, а также нарушением требований нормативно-технических документов, технологических регламентов или паспортных данных действующего оборудования;
метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности измерений;
энергетическое обследование - целевая (периодическая или иная) независимая проверка эффективности использования энергоресурсов или видов энергии потребителями или их производителями;
альтернативные виды энергии - виды энергии, использование которых сокращает или замещает потребление общепринятых в данной области деятельности видов энергии;
возобновляемые виды энергии - это виды энергии, допускающие повторное или многократное использование в результате материального единства природы (ветер, солнце, вода и другие).

Статья 2. Законодательно-нормативная база Кемеровской области по энергосбережению
Законодательство Кемеровской области по энергосбережению состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных и правовых актов Кемеровской области.

Статья 3. Область применения настоящего Закона
&nbps;Настоящий Закон действует на всей территории Кемеровской области в соответствии с ее Уставом.
&nbps;Объектом правового регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного, ведомственного и независимого надзора и контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов и видов энергии;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива и энергии, способных заменить общепринятые виды топлива или энергии;
создание и использование энергоэффективных способов производства и технологий, энергопотребляющего и диагностического оборудования, разработку и внедрение конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов, контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением, использование высокоэффективных теплоизолирующих материалов;
обеспечение точности, достоверности и согласуемости измерений в части учета отпускаемых и потребленных энергетических ресурсов и видов энергии.

Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики в Кемеровской области
Региональная политика в области энергосбережения строится на следующих принципах:
разработка и принятие законодательной и нормативной базы, определяющей политику энергосбережения;
создание эффективной системы управления энергопотреблением, ориентированной на максимальное энергосбережение;
создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов и видов энергии;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов и видов энергии в порядке, установленном действующим законодательством;
обязательность учета юридическими и физическими лицами производимых, получаемых и расходуемых энергоресурсов и видов энергии;
включение в нормативно-техническую документацию на оборудование, материалы, конструкции и транспортные средства показателей их энергоэффективности;
сертификация энергопотребляющего и энергосберегающего оборудования, материалов, конструкции, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов и видов энергии;
заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов и видов энергии в их эффективном использовании;
создание условий для развития альтернативных (конкурирующих) по отношению к естественным монополистам предприятий различных форм собственности, занимающихся выработкой и распределением видов энергии и энергоресурсов;
создание системы периодического или иного независимого энергетического обследования производителей и потребителей энергоресурсов и видов энергии на предмет их эффективного использования;
рационализация системы тарификации различных видов энергии;
другие способы и средства, направленные на обеспечение энергосбережения в различных отраслях народного хозяйства с учетом особенностей процесса их функционирования.

Глава 2. Компетенция органов государственной власти Кемеровской области в сфере энергосбережения

Статья 5. Компетенция Законодательного собрания Кемеровской области
Законодательное собрание Кемеровской области в сфере энергосбережения обладает следующими полномочиями:
принятие законов и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов энергосбережения;
утверждение областных программ энергосбережения и контроль за правильностью использования выделенных на эти цели бюджетных ассигнований;
контроль за использованием внебюджетных средств, направляемых на энергосбережение и в том числе целевого внебюджетного фонда энергосбережения.

Статья 6. Компетенция Администрации Кемеровской области
К компетенции Администрации Кемеровской области относится:
разработка и внесение в Законодательное собрание области проектов нормативных и правовых актов в области энергосбережения;
разработка, представление на утверждение Законодательному собранию области и обеспечение выполнения областных программ энергосбережения;
разработка предложений по формированию законодательной базы, определяющей взаимоотношения между производителями, потребителями энергетических ресурсов и видов энергии в вопросах энергосбережения;
разработка законодательных актов, создающих условия для развития альтернативных по отношению к естественным монополистам предприятий, занимающихся вырабатыванием и распределением электрической, тепловой энергии и энергоресурсов;
регулирование периодичности и процессов проведения независимых энергетических обследований производителей и потребителей энергоресурсов в порядке, установленном действующим законодательством;
регулирование тарифов на виды энергии в соответствии с порядком, устанавливаемым правительством Российской Федерации;
создание на территории области рынка электрической, тепловой энергии и регулирование отношений его участников;
разработка предложений по формированию целевых (финансовых и материальных) ресурсов для реализации региональных программ энергосбережения и обеспечение условий для их выполнения;
формирование и введение в действие финансово-экономических механизмов энергосбережения;
содействие в образовании и функционировании системы областных органов управления энергосбережением, их филиалов и отделений;
разработка рекомендаций по включению в учебные программы школ, профессиональных, средних и высших учебных заведений специальных дисциплин по энерго- и ресурсосбережению;
разработка нормативной правовой базы по экспертизе и согласованию проектов реконструируемых и вновь вводимых объектов на предмет эффективного использования энергоресурсов и видов энергии;
разработка нормативов энергопотребления для регулирования системы платежей за энергоресурсы и виды энергии в порядке, установленном действующим законодательством;
согласование муниципальных программ энергосбережения;
определение условий применения экономических санкций на основе действующего законодательства.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления Кемеровской области в пределах своих полномочий могут разрабатывать, финансировать и осуществлять местные программы энергосбережения, согласующиеся с основными направлениями и показателями программы энергосбережения Кемеровской области и настоящим Законом.

Глава 3. Сертификация и метрология в области энергосбережения

Статья 8. Сертификация продукции по энергопотреблению
На территории Кемеровской области продукция, производимая предприятиями как на продажу, так и для собственных нужд, подвергается сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Метрология в области энергосбережения
При добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении и потреблении энергетических ресурсов и видов энергии осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Управление и обеспечение энергосбережения

Статья 10. Основные принципы управления энергосбережением
На территории Кемеровской области основные принципы управления энергосбережением осуществляются путем:
государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов и видов энергии;
создания и функционирования ассоциаций (партнерств, союзов и т.п.) юридических лиц и их филиалов и отделений, выполняющих правовые, финансово-экономические и организационные действия по управлению энергосбережением;
организации учета расхода энергоресурсов и видов энергии, а также контроля за их потреблением и эффективностью использования;
стимулирования производства и использования энергосберегающего оборудования, реализации мер по эффективному использованию энергоресурсов и видов энергии;
финансового и материально-технического обеспечения работ по энергосбережению за счет внебюджетных фондов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
комплексной оценки эффективности мер по энергосбережению с учетом результатов, проявляемых в других сферах (экология, здравоохранение, соцобеспечение и другие);
других форм, способов и средств, направленных на эффективное использование энергоресурсов и видов энергии.

Статья 11. Механизм и структура управления энергосбережением
На территории Кемеровской области управление энергосбережением помимо федеральных органов государственной власти и их территориальных управлений, действующих в пределах своей компетенции, осуществляют также следующие организации:
региональная энергетическая комиссия (РЭК);
Кузбасский центр управления энергосбережением.

Структура управления энергосбережением утверждается администрацией области.
Региональная энергетическая комиссия действует на основании положения, утверждаемого администрацией области, и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции по энергосбережению:
обеспечивает стимулирование энергосбережения на основе тарифного регулирования;
рассматривает и дает предложения по программам энергосбережения;
согласовывает нормативные расходы энергии предприятиям и организациям.
Кузбасский центр управления энергосбережением на основании договора с администрацией области в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции по энергосбережению:
разрабатывает программы энергосбережения и координирует их выполнение;
осуществляет независимый энергоаудит предприятий и организаций;
проводит техническую и экономическую экспертизу проектов;
разрабатывает финансово-экономические механизмы энергосбережения;
создает творческие коллективы для научно-технических работ, экспертизы и энергоаудита.

Статья 12. Обеспечение энергосбережения
Oсновой обеспечения энергосбережения на территории Кемеровской области являются:
законы и иные нормативные правовые акты по вопросам энергосбережения;
федеральные, межрегиональные и областные программы по энергосбережению;
научные исследования по проблемам энергосбережения;
система энергетических обследований предприятий и организаций всех форм собственности;
система энергетических экспертиз проектной документации всех видов деятельности;
реализация экономических, информационных, образовательных и иных направлений деятельности в области энергосбережения;
реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализация системы мер по снижению потерь энергоресурсов и видов энергии на всех стадиях их производства, транспортирования (трансформирования) и использования;
разработка методов определения эффективности мер по энергосбережению.

В целях снижения потерь электрической или тепловой энергии при ее производстве и передаче (трансформировании) допускается создание и функционирование малых энергетических комплексов (МЭК) или малых электрических и (или) тепловых станций (МЭС) любой формы собственности мощностью до 10 МВт, сертифицированных в установленном порядке. Взаимоотношения этих производителей видов энергии с региональными производителями видов энергии осуществляются на договорной основе. На территории Кемеровской области могут действовать другие формы обеспечения энергосбережения.

Статья 13. Энергетические обследования и экспертизы
Энергетические обследования производителей и потребителей энергоресурсов и видов энергии проводятся в целях оценки эффективного их использования, снижения затрат и улучшения экологических показателей.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат все хозяйствующие субъекты на территории Кемеровской области вне зависимости от их форм собственности и количества потребляемых энергетических ресурсов или видов энергии.
При годовом потреблении энергетических ресурсов более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива энергетические обследования проводятся в порядке и в сроки, определяемые правительством Российской Федерации.
При годовом потреблении менее шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива порядок и сроки энергетических обследований предприятий устанавливает Администрация Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством.
Энергетические обследования на территории Кемеровской области осуществляют органы управления энергосбережением, имеющие лицензию на соответствующие виды деятельности.

Статья 14. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету начиная с 2000 года. Очередность и правила оснащения предприятий и организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки и другими продуктами технологической переработки энергоресурсов и трансформации различных видов энергии устанавливаются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации. Отсутствие учета потребления энергии может служить причиной отказа в энергоснабжении.

Статья 15. Региональные и местные производители видов энергии
Производители видов энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций по согласованию с региональной энергетической комиссией. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, которые формируются региональной энергетической комиссией в установленном законом порядке.
Производители видов энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии своим потребителям по ценам, утверждаемым региональной энергетической комиссией, за исключением организаций, находящихся в муниципальной собственности, тарифы для которых устанавливаются органами местного самоуправления.
В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов и видов энергии на территории Кемеровской области могут в порядке, определяемом правительством Российской Федерации, устанавливаться сезонные цены на энергоресурсы, а также внутрисуточные и иные дифференцированные тарифы на виды энергии.

Глава 5. Финансовые механизмы энергосбережения

Статья 16. Источники финансирования энергосбережения
Источниками финансирования программ и мероприятий по энергосбережению могут являться:
средства федерального бюджета;
средства областного бюджета;
средства российских и иностранных инвесторов;
целевой внебюджетный фонд энергосбережения, формируемый в соответствии с положением об областном целевом внебюджетном фонде энергосбережения, которое утверждается Законодательным собранием Кемеровской области;
целевые внебюджетные фонды, создаваемые органами местного самоуправления;
собственные средства предприятий и организаций;
другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 17. Финансирование энергосберегающих мероприятий
Все средства, собираемые в соответствии со статьей 16 на осуществление областных программ по энергосбережению, являются целевыми и аккумулируются на специальном счете.
Распоряжение средствами, поступающими на этот счет, осуществляется в соответствии с положением об областном целевом внебюджетном фонде энергосбережения, которое утверждается Законодательным собранием Кемеровской области.

Статья 18. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов и видов энергии
Потребителям и производителям энергетических ресурсов и видов энергии, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, предоставляются льготы в порядке, определяемом правительством Российской Федерации, по части средств федерального уровня.
Законодательное собрание Кемеровской области может вводить дополнительно налоговые льготы и экономические преимущества для указанных в части 1 настоящей статьи категорий лиц в части средств, поступающих в областной бюджет.

Статья 19. Налоговые льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов и видов энергии, включенным в областные программы энергосбережения
Для предприятий, организаций и учреждения, включенных по решению органов государственной власти области в областные программы энергосбережения, могут предоставляться льготы по налогообложению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством.
Льготы для предприятий, организаций и учреждений, включенных в областные программы энергосбережения, могут быть предоставлены при выполнении следующих условий:
наличие решения Администрации Кемеровской области о включении в областную программу энергосбережения;
ведение бухгалтерского учета использования средств на реализацию программы;
регулярное составление отчета о фактически выполненных объемах работ по программе энергосбережения и освоенных финансовых ресурсах.
сумма налоговых льгот не может превышать сумму фактически освоенных средств на выполнение программы.

В случае невыполнения условий настоящего закона право на льготу утрачивается.

Глава 6. Образование и подготовка кадров

Статья 20. Образование и подготовка кадров
Учреждения среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования Кемеровской области, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в учебных планах и программах по подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать обучение основам эффективного использования энергетических ресурсов в объемах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Специалисты, работающие на энергопотребляющем оборудовании или ответственные за энергопотребление, проходят периодическую переподготовку и аттестацию по вопросам энергосбережения в установленном действующим законодательством порядке.

Статья 21. Информационное обеспечение энергосбережения
Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов, организация общественных обсуждений проектов программ в области энергосбережения, координация работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности, организация выставок энергоэффективных технологий и оборудования и другие мероприятия осуществляются органами управления энергосбережением по согласованию с Администрацией Кемеровской области.

Глава 7. Международное сотрудничество в области энергосбережения

Статья 22. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество в Кемеровской области по энергосбережению осуществляется по следующим направлениям:
участие Кемеровской области в международных проектах по энергосбережению;
осуществление взаимовыгодного обмена энергосберегающими технологиями с иностранными партнерами;
взаимодействие с зарубежными и международными организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения, с целью консультаций, обмена информацией, получения помощи в методическом и приборном обеспечении и другое;
повышение квалификации специалистов по энергосбережению на предприятиях и в научных организациях развитых стран на основе долго- и краткосрочных стажировок, курсов и семинаров;
вступление в международные организации по энергосбережению;
осуществление научного обмена, участие в конференциях, симпозиумах и других мероприятиях международного уровня.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Юридические и физические лица, виновные в невыполнении настоящего закона, равно как и в невыполнении предписаний органов и лиц, уполномоченных на осуществление надзора и контроля за энергосбережением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, действующие на территории Кемеровской области, приводятся в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор А. Тулеев.

Подписка на новости

Контактная информация

Вы можете связаться с нами через форму обратной связи, а также заказать обратный звонок.

111123, г. Москва, ул. Плеханова, 3а

+7 (495) 662-98-25

info@svetorezerv.ru